суббота, 16 января 2010 г.

Глава 2 пишущейся книжки.

Нам эта книжка нужна для того, чтобы собрать воедино мысли, проекты, идеи и концепции. Так что даже процесс ее написания должен быть интересным, горящим, своевременным – и , по закону сохранения энергии, хорошо бы чтобы это и выходило потом из книжки.

На вопрос «в чем необходимость существования этой книги?» ответ такой: область которой мы занимаемся уже довольно много лет, как будто бы существует, и как будто бы нет.. такая призрачная зона, расположившаяся между тем, что принято считать образованием, между тем, что относят к тренингам и групповым терапиям и группам поддержки и между художественными проектами и школами, говорящими на языке референсов в своей тусовки. Между тем, мы не являемся ни художественной школой (в смысле того, что наша цель - не учить рисовать), ни, не дай Б-г, группой поддержки или терапии, ни школой, ставящей во главу угла овладение участниками определенным количеством знаний.

Мы заявляем, что работаем на стыке искусства и образования, и , конечно, как и наверное многие в этой области считаем, что уж мы то точно занимаемся образованием .Под этим мы понимаем что мы занимаемся тем, чему необходимо учится человеку современного мира.

Собственно, из этих размышлений о времени и сути потребностей человека, физических и духовных, и выстраивается наша педагогика творчества, и обогащается присутсвием новых идей, подходов, единомышленников и учеников.

Ниже приведен отрывок из статьи под названием « Чему учится в современном мире», которая была написана некоторое время назад. Мы приводим здесь этот текст, сохраняя стилистику - а отдельно к нему – наши комментарии.





«ЧЕМУ УЧИТЬСЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

Потребности в современном мире


Современный мир ставит перед человеком множество вызовов - изменчивых ситуаций, создающих напряжение самоидентификации и принадлежности в самых разных областях- гендерной, семейной, профессиональной, общественной, социальной и экономической. Основными характеристиками современного общества в крупных городах можно назвать быстрые и перманентные изменения, появление новых факторов,с которыми человек никогда до этого не сталкивался и невозможность человека, обусловленную социальными, экономическими и прочими причинами оставаться в стороне от них.
Человек оказывается вовлеченным в конвеер, подобный производственному ,который задает высокий темп работы, но разделяет на фрагменты и части.

Различные инструменты, полученные в результате технологического прогресса, позволяют практически каждому петь, снимать кино и тп, но оказываются невостребованными в полной мере своих возможностей большинством кандидатов на их использование. На данный момент не существует какой-либо платформы для связи своих чувств, мыслей и переживаний с умениями и техническими возможностями; и, тем более, с пониманием того, как созданное произведение влияет далее на людей. Речь в первую очередь идет не о технической, а об образовательной, социальной платформе.

Группа людей, для которой ситуация перманентных изменений особенно ощутима - русскоговорящие, находящиеся в разных частях мира и совершающие переезды из одной его точки в другую. Это совершенно особая группа людей,с одной стороны находящаяся в общем культурном и динамическом поле(переезды или мысли о них) , с другой стороны разные ее части (общины) безусловно имеют свои особенности и испытывают на себе влияния мест проживания. Каждый из участников этой группы является носителем как минимум двух, а то и более культур. Напряжение, существующее между этими двумя частями , не исчезает с переездами в другие места, оно может лишь подчеркиваться или прятаться из-за влияния новых факторов (физического нахождения в Израиле, Германии, США, Канаде, СНГ или в самолетах между ними) и столкновения с более или менее родственными/чуждыми культурами. Это напряжение, связанное с самоидентификацией личности, является одной из базисных основ бытия современного молодого человека.

Чему учиться?
Умениями, которые необходимо приобретать современному человеку, являются умения жить и создавать в динамичной изменяемой и многофакторной ситуации, не разрушаться и растериваться , а использовать этот момент изменений для создания новых, имеющих культурную и экономическую ценность, продуктов. Это создание, как любое другое уникальное творение, возможно лишь на соединении различных фрагментов и отношений, на их синтезе и  переработке; уникальное создание в раздерганном, разделенном, растерянном, конвеерном состоянии человека не происходит. В качестве примера области, которая формально и признанно занимается созданием, а значит и соединением факторов в человеке, важно обозначить искусство, к отношению к нему в нашей работе вернемся чуть ниже.
(...)
Как должен быть построен учебный процесс?
Для построения плодотворного учебного процесса необходимо профессиональное сообщество. Это сообщество подразумевает сотрудничество партнеров, которым интересны продолжение своей работы и учебы; важна не разовая программа, которую нужно отработать и забыть, а создание своей школы и команды единомышленников, занимающихся разработкой основных "горящих" для современного человека тем – самоидентификацией, встречей с другим человеком, авторством как возможностью и умением создавать новое, причастностью к какому-либо сообществу.
Основное, что объединяет эти темы – это поиск собственной человеческой ценности и смысла в разфрагментированном мире.
Слово "объединение", "соединение", здесь ключевое. Потому в сообщество должны входить (в качестве преподавателей, ведущих и участников) люди самых различных специальностей – критерием является профессионализм каждого в его области, и рассмотрение различных явлений через призму их влияния на человека.»


Сейчас, когда мы пишем эту книгу, технические платформы для встреч между людьми продолжают развиваться по всем направлениям, открывая новые и новые возможности, приглашая присоединятся и тп. Мы сами начинаем проводить виртуальные семинары – ибо они дают сумасшедшие возможности для нахождения группы людей, в которой бы тебе ьало чему учится вместе с другими. Однако - область соединения этого виртуального пространства с реальным миром по прежнему «провисает».
Дилемма этого времени по сути состоит в следующем – вытянут ли технологии людей на полноценную (затрагивающую базисные потребности) встречу друг с другом, либо не вытянут. Мне, кажется, что скорее нет, чем да – ведь чтобы люди встретились, нужно, чтобы было о чем. По сути. А вот таких разговоров как раз и не хватает, как не хватает смелости их вести – ни в живую, ни в инете. И это как эпидемия – нет в одном месте, опустошается и в другом.

Лакуна тут, - в наполнении, волнующем и влияющем на жизнь, таком, о котором стоит говорить.

Вот этой зоной мы и пытаемся заниматься.

Комментариев нет: