суббота, 18 октября 2008 г.

Кому и зачем стоит заниматься творчеством?

Часто родители задают примерно такие вопросы:
А чему учится ребенок в процессе творчества? Зачем это нужно? Что это развивает? Может ли это делать каждый? Или творчеством стоит заниматься только талантливым (хорошо, к примеру, рисующим) детям?

Из ответов на такие вопросы строятся педагогические и художественные школы.

Один из ответов предполагает, что каждый человек изначально является творцом, а задача учителей заключается в расширении возможности творческой работы для каждого ученика. В этом подходе развитие ребенка заключается в нахождении собственной, подходящей именно ему формы существования и реализации в физическом мире.

Фраза о том, что «все люди разные», при всей своей избитости, правдива и имеет смысл. Даже если разбирать человеческую способность реализовываться в спорте, то для разных видов спорта более подходящимися являются разные исходные физические данные – рост, вес, размер и пропорции рук и ног, гибкость и т.п. Различные виды танца являются более близкими разным людям из-за особенностей их пластики, восприятия звука, ритма.

Самыми гениальными и успешными хореографами, художниками, писателями и изобретателями становятся те, кто идут за своими особенностями.

Каждый может творить, каждый может создавать – вопрос только в форме, которая является «своей» для человека, и желании самому быть автором. В «своей» форме ощущается свобода и появляется уверенность и желание создавать; человек строится и развивается.

Кроме того, сам процесс поиска «своей» формы учит человека находить соответствующие выражения своим внутренним состояниям : выбирать, определять, не теряться. Учит доверию к себе и вере в возможность изменений и гармоничного существования в мире.

Таким образом, главной задачей и главным возможным педагогическим результатом художественных и музыкальных школ и различных кружков должно стать не умение рисовать, петь и тп, и не обладание определенныими техниками работы в своей области.

Главный результат должен заключаться в раскрытии и поддержании желания человека создавать, придумывать, изобретать, а также в подборе инструментов, которые будут позволять делать ему быть автором в его реальной жизни, за пределами школы. «Своя» форма творчества должна задать модель жизненной деятельности, в которой человек чувствует свою важность и обладает способностью адекватно реализоваться.

Комментариев нет: