Раздумываю над этим текстом. Смешение культур, наслоение огромного множества как расхожих фраз и цитат, дающих почувствовать свою принадлежность к культуре их исхода, так и глубоких образов, имен, несущих суть. Все это - в каком-то странном танце, почти без рифмы, но с ритмом. Меня завораживает, но не могу понять - может быть только меня? а я думаю над тем, можно ли брать этот текст для работы с группой в Израиле, в качестве исходного для разговора о культуре и идентичности.
Интересно ли его читать?
Ниже начало, продолжение- под катом.
РОЗА ЯАКОВА
(маргиналии к Танаху)
Интересно ли его читать?
Ниже начало, продолжение- под катом.
РОЗА ЯАКОВА
(маргиналии к Танаху)
Михаил Сухотин, 1989г
Потому что ссылка на Талмуд,
в Талмуде – на Мишну,
в Мишне – на Тору,
Тору и масору,
предки в Вятке,
что заплатка на заплатке:
дырки да монатки,
нитки да убытки.
С Храмовой горы до Чернобыли,
с Чернобыли до Москвы,
от Москвы до самых до окраин,
дуй ли, вей ли,
только «ойли» да «вавойли»,
Брири да Шабрири
Рабиновича накрыли.
Кац,
не Кац, так Сац,
не Сац, так Минц,
не Минц, так Соловейчик,
из галута
возвращается народ
по полю Куликову,
не найти другого
мне такого
дорогого и родного:
горбоносец он,
черноволосец
+ певец
+ богоносец
(как заметил Достоевский),
то есть:
Блантер, Баснер,
Исаковский, Матусовский,
Дунаевский, Мулерман, Хелемский,
кто последний?
И действительно,
от десяти (включительно) до n,
от n (включительно)
до шестиста пятидесяти тысяч,
Доня Броня,
мы другой такой
страны не знаем,
кроме
бэйс Исроэль
на Ционе.
Брейся! Стройся!
Амалек
сидит на Амалеке,
Амалеком погоняет,
дядя Зяма,
только в Эрец
ты проходишь человеком
как хозяин
родины своей
от края и до края.
От Адама к Ноаху,
от Ноаха к Эсаву,
от Эсава к Яакову
в оны лета
по наследству
перешли одежды света
(от медведя на велосипеде),
и с тех пор, точней
с Шимона бар-Йохая, нет,
с Ицхака Лурии,
с Баал Шем-Това,
с Альтер Ребе
мы (в известном смысле)
искры
раздуваем,
возжигаем
пламя
жертвы
за Ерушалайм
из руд сибирских.
И пока
в почтовом ящике
одна нога,
другая на
арбузной корке,
слышите,
Любимов, Гробман,
наш
любимый город
может спать
спокойно,
видеть сны
и зеленеть
среди весны.
Там где-то
ночь как ночь,
фонарь под глазом,
как фонарь,
аптека, как аптека,
гор вершины
спят во тьме ночной,
долины полны
свежей мглой,
как полны
тихие долины,
тише!
шорохи в саду,
а то – молчок,
речка то течёт,
то не течёт,
песня то слышна,
то не слышна
на аравите –
нет, приятель:
это над Москвой-рекой
из лунного сребра,
седой, но молодой,
Соловьёв-Седой
струится до утра,
как струится
Соловьёв-Седой.
Ты не бойсь, не плачь,
мой Лебедев-Кумач:
где-то
бэйс мидраш
стоит,
в нём Меламид,
а в нём
и вся загвоздка.
Фельцман с Фельдманом
её долбили – не разбили,
Френкель и Бернес
вообще не проходили,
только Гофф с Кобзоном
пели-называли
полем,
русским полем.
Как же так же?
Жид ты или ты не жид?
Ты пан или пропан-бутан?
Вот то-то и оно-то:
я с Неглинной,
пахну псиной,
взгляд стеклянный,
череп деревянный,
но скажи мне,
ветка Палестины,
что же всё же?
Где же ты росла?
Где ты цвела,
и как дела там,
где цвела ты?
Вспомни,
как явился Яакову
на гар Мориа
небесный эскалатор
с Метатроном
во главе
и Пантократор
сил и воинств,
то есть:
Серафимов
+ Крувимов
+ Бней Элоким
+ Побратимов,
иже с ними.
Опиши,
как Яаков
(Сухотин)
строил
шалаши
(суккот) ,
изобрази мне,
как напротив
он построил
Зимний.
Меж Лаваном
и Эдомом,
между двух огней,
белогвардейским
и красноармейским,
над Явоком
спой,
будь другом,
как с Яаковом
состязался кто-то
(носорог, должно быть,
упирался рогом
над Явоком).
Доложи затем,
как широка
была река:
как Ока ли
широка она была
или не как Ока?
Ах, эти реки! Эти реки,
где роза Яакова чахла,
где сладко керосином пахло...
О, Ассирийская АССР,
тебе в Эстер
открылся Некто
(кот, наверно,
задом наперёд
заехал и уехал).
А и Б
сидели на трубе.
Не бэ,
что А упало,
Б пропало:
нас не так уж мало.
На вокзале
обвалился потолок.
Будь спок,
но жми педали,
пока не дали.
Почему?
Да потому,
что всё кончается на У.
Обэриу!
Тону!
Но слышу
сквозь беруши
шаги Машиаха
(простите, Даня,
а киддуш уже читали?),
шаги Машиаха
(позвольте, Циля,
и в шофар уже трубили?),
шаги Машиаха
(скажи-ка, Сара,
ведь недаром
ты всё считала
шаги Машиаха?.
Мы помним всё:
парижских улиц ад
и венецьянские прохлады,
революцьонный шаг,
архипелаг ГУЛАГ,
Майданек окаянный...
Где, где
Моше рабейну олавхашалом?
О горе!
Нет Шломо бен-Гавироля!
Еврейская земля,
ты за холмом,
а там
холмы,
холмы,
холмы,
холмы,
холмы
и нобелевский шнобель.
И пру и рву –
ни тпру ни ну,
и гну и мну –
глаза полны песку.
Коллега, кстати,
нас что песку
в Баку на берегу,
что звёзд
над Гринвич-вилледж.
Слышите,
как плачет чибис:
«Чьи Вы?
Чьи Вы?
И куда,
куда
Вы удалились?»
Подержи мой макинтош, читатель.
О Судья судей,
Страж стражей,
Царь царей,
великий, сильный,
страшный!
В Судный День
елень,
и тот метнётся в тень,
барсук,
в лесу
спасавшийся от сук,
на сук
нарвавшийся
барсук
от сук не убежит.
Не потому ль
и лилии мои
головки уронили?
Авва Отче!
Да, безродность.
Да, коленопреклонённость.
Бесприютность...
Бедность...
Возрасти росток Давида,
но прости
за дерзость
просьбы
соблюсти
в потомстве
русскую
словесность.
Ибо
в тогу ли вавогу,
в гоголь-моголь ли,
в Магог ли к Гогу
выхожу один я на дорогу,
Вышний!
Ти пустыня внемлет у Синая,
звезды гимн слагают,
Тя трепещет всяка тварь земная.
Се Твои таинственные знаки.
Да никако
мы писаки?
Мы – пиджаки.
Се Твои от века данные обетованья:
шёпот сердца, уст дыханье...
Центр!
Центр!
Говорит Москва.
Приём!
Приём!
Я Рашин
russian.
Ну-ка
одесную
две шаги,
и две шаги
ошую!
Тише,
всюду уши...
Центр!
Центр!
Эту чашу
мимо
проносить не надо:
все мы
из Кронштадта.
Рубинштейн
+ Пепперштейн,
Эпштейн,
Бакштейн Иосиф –stein дадут
и в волны бросят.
Я одену белый похоронный китель,
ты оденешь белый похоронный китель,
он оденет белый похоронный китель.
Вседержитель!
Камни тонут,
ветры стонут
с четырёх сторон,
но вспомни Йону
с кикайоном.
Возврати
всех заикающихся и мычащих,
вопиющих и болящих,
блеющих, но настоящих,
говорящих.
Понимаешь,
это странно,
очень странно,
но небес в лазоревой дали
Психея дышит невозбранно.
Мишка, Мишка,
вот тебе и крышка.
Где ж твоя улыбка,
полная задора
молодого?
Ян Абрамыч,
там моя улыбка,
где за репку
взяли дедку,
бабку посадили,
внучку и собачку
ввергли в печку,
мышку доконали,
где осталось
лишь блаженное
бессмысленное
словосочетанье:
«Роза Яакова».
Арфы сломаны,
но что там
за аккорд
ещё рыдает?
Говорите прямо:
«Жил и съехал
Александр Скерцович
Герцович
из колена Беньямина,
сына Пятки,
сына Смеха,
сына Авраама».
1989
6 комментариев:
ого...
текст прям как...
есть такие ковры... сделанные из множества кусо4ков материи связанных вместе
пока 4итала было ощущение 4то я в процессе создания такого единого огромного ковра из кусо4ков
были кусо4ки которые я узнавала, и радостно подскакивала - у нас дома тоже такие есть!
были кусо4ки которые я понимала, которые смутно помнила и кусо4ки которые не знала, но знала 4то моя бабушка их наверное сразу поймет...
ну и соединения такие о4ень там и тут, там и тут - прошлое с настоящим, ерец исраель с диаспорой, светское с религиозным, русское с еврейским...
о4ень жизненный текст, настоящий, конкретный, прямолинейный и одновременно о4ень многослойный, образный...
охватывает целые поколения!
интересно не то слово! :)
я уже писала тебе об этом. но мне действительно дух захватывает от переплетений, и главное, что в голове сразу эти вещи начинают играть и искать соединение. сталкиваться и опять переплетаться. Думаю. что для группы здесь это текст живой, и вызывает много реакций, именно про эти кусочки и в чем связь между ними.
А для группы Маса, которые 4 месяца тут, как думаешь? этот я тебя как бывшего участника такой программы спрашиваю..:)
Я очень согласна с тем, что это напоминает большое полотно, сотканное из различных кусочков. Я прочитала текст два раза: первый раз стремительно, как-будто шла за ритмом произведения.По мере прочтения у меня был большой соблазн пойти за теми "кусочками", которые я узнавала: в голове возникали мелодии,картинки, голоса. НО я летела дальше, к концу. А вот во второй раз читала наугад- останавливливалась, погружалась в отдельные кусочки текста. Я думаю, этот текст очень объёмный в том плане, что он даёт мне ощущение того, что я состою из различного рода кусочков. Тут и связь с моими предками, и моё детство, и моя советская юность, и моё настоящее.
Он очень притягивает. Хочется его снова прочесть и что очень важно- хочется о нём и на его основе разговаривать.
так давайте разговаривать:) я вот предлагаю такую тему для начала - вытащить максимальное количество кодов,которые тут есть,с пояснениями что они гооврит или без них,с разделением на еврейско-израильские и русско-советские или без него..
вот я особенно полюбила про чибиса.Из детской песенки,которую мне пела бабушка.. "...на дороге чибис, он кричит, волнуется чудак... ах скажите,чьи вы, ах скаэите чьи вы, и зачем, зачем, идете вы сюда..?"
вполне себеевресйкая,кстати..:)
давайте разговаривать :)
Меня больше всего тронуло количество зашифрованных советских песен ( довоенных, военных, песни 80-х).Они- из воспоминаний моего детства: многие из них я знала наизусть и играла одним пальцем на пианино.
"Мишка- Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня" ( Утёсов, Одесса, идиш, мои бабушка с дедушкой)
" Любимый город может спать спокойно. И видеть сны, и зеленеть среди весны." ( тут у меня возникают картинки: чёрно-белые военные фильмы, голос Марка Бернеса- спокойный,волнующий)
"Жил Александр Герцевич, еврейский музыкант" ( эту песню Пугачёвой я пела в еврейской воскресной школе. Мы ставили спектакль на основе еврейских анекдотов).
Вспомнила я все эти моменты и очень расстрогалась: ведь именно на этом я выросла. И получается какая-то смесь еврейско-советская ( странно, но не могу сказать, русская. Только если сказка про репку:)
Отправить комментарий